В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006), каждый ребенок имеет право на получение образования. Инклюзивное образование – единственный признанный в мире инструмент реализации этого права детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка, 1989г.
- Конвенция о правах инвалидов, 2006г.
- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
- Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
- Анкета для руководителя общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО
- Приказ №1598 от 19.12.14г. об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Презентация об организации работы по разработке и реализации перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
- Приказ №277-од от 24.06.2015 г Об утверждении плана мероприятий по подготовке к введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
- Договор о предоставлении общего образования МБОУ СОШ №7 обучающимся с ОВЗ (скачать)
- Заявление согласии на обучение ребенка ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе (скачать)
- План — график по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №7
- Приказ №288-од от 28.08.2015 г «О создании институциональной рабочей группы по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе образования»
- (скачать) положение о ПМПК
- (скачать) положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №7
- (скачать) положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
- (скачать) положение о порядке организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию
- (скачать) положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ №7
- (скачать) положение о порядке обеспечения учебниками и учебными пособиями в МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьск
- (скачать) порядок учёта библиотечного фонда учебной литературы образовательного учреждения
- (скачать) правила пользования библиотечно — информационным центром МБОУ СОШ №7 МО г.Ноябрьск
- (скачать) правила использования учебниками из фонда библиотечно — информационного центра МБОУ СОШ №7 МО г.Ноябрьск
- (скачать) положение о библиотечно-информационном центре МБОУ СОШ №7
- Советы психолога родителям детей, с ограниченными возможностями здоровья
Для занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи для процесса обучения в школе оборудован один логопедический кабинет.
Логопедический кабинет оборудован средствами обучения. В нем обеспечены условия комфортного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи для процесса обучения.
Для удовлетворения особых образовательных потребностей таких детей в школе подобраны вспомогательные средства обучения и технологии с учетом степени выраженности и характера имеющихся у детей нарушений речи. Перечень технических средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения): компьютер, проектор, видео материалы, программы по коррекции речи, компьютерная сеть с выходом в интернет; большой объем наглядного (графического) материала, который размещается в поле зрения обучающихся в специально оборудованных местах. Вспомогательные средства невербальной (неречевой) коммуникации: графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) и алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения). Для освоения содержательной области «Математика – знание математики и практика применения математических знаний» в логопедическом кабинете имеется разнообразный дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета; изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др. Для формирования «Доступных представлений о мире и практике взаимодействия с окружающим миром» в качестве средств обучения выступают комнатные растения, уголок живой природы, пришкольный учебно-опытный участок. Для занятий в образовательной области «Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве» имеется большой объём расходных материалов (бумага, трафареты, шаблоны, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, клей и др.).
Для проведения занятий по музыке имеются музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан и др.), театральный реквизит.
Для проведения занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами школа обеспечена учебниками, учебниками с электронными приложениями, видеопроекционным оборудованием, необходимым объемом расходных материалов, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции/компенсации дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма.