ОВЗ

В настоящее время в отечественном образователь­ном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. осу­ществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предоставляет возмож­ность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфесси­ональной принадлежности, физических и умственных способностей.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006), каждый ребенок имеет право на получение образования. Инклюзивное образование – единственный признанный  в мире инструмент реализации этого права детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования:

Для занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи для процесса обучения в школе оборудован один логопедический кабинет.

Логопедический кабинет оборудован средствами обучения. В нем обеспечены условия комфортного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи для процесса обучения.

Для удовлетворения особых образовательных потребностей таких детей в школе подобраны вспомогательные средства обучения и технологии с учетом степени выраженности и характера имеющихся у детей нарушений речи. Перечень технических средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения): компьютер, проектор, видео материалы, программы по коррекции речи, компьютерная сеть с выходом в интернет;  большой объем наглядного (графического) материала, который размещается в поле зрения обучающихся в специально оборудованных местах. Вспомогательные средства невербальной (неречевой) коммуникации: графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) и алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения). Для освоения содержательной области «Математика – знание математики и практика применения математических знаний» в логопедическом кабинете имеется разнообразный дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета; изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др. Для формирования «Доступных представлений о мире и практике взаимодействия с окружающим миром» в качестве средств обучения выступают комнатные растения, уголок живой природы, пришкольный  учебно-опытный участок. Для занятий в образовательной области «Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве» имеется большой объём расходных материалов (бумага, трафареты, шаблоны, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, клей и др.).

Для проведения занятий по музыке имеются музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан и др.), театральный реквизит.

Для проведения занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами школа обеспечена учебниками, учебниками с электронными приложениями, видеопроекционным оборудованием, необходимым объемом расходных материалов, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции/компенсации дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма.